+7 499 131-14-03
+7 916 317-62-27
ross_rishele


Наши новинки


RUSSKOE POLE - Время в ладонь
Берег рай - исп. Данко
"Хмель"- исп. автор Александр Росс
Алсу - Ссора
"Птица-песня"- исп. автор Александр Росс
Ю.Савичева-Сердцебиение & Иван Кит
Moscow night - Надежда Клюкина
Lirrika - Борис Бурдаев экс-солист гр. Братья Гримм
Пора по барам - дуэт "Push up"
"Как во славном городе" - Этно-поп группа "RUSSKOE POLE"


Видео на песню "Отец" исп. Игорь Колюха
Слайд-шоу "Кумушки" - этно-анс. "Русское Поле"



События


Продюсерский центр Александра Росса приглашает к сотрудничеству интересные музыкальные проекты.

подробнее...

ВНИМАНИЕ! НОВОГОДНИЕ СКИДКИ!! ЗАПИСЬ ВОКАЛА - 1500 руб/час. ЗАПИСЬ ПЕСНИ "ПОД КЛЮЧ" - 7000 рублей.

подробнее...

21.09.2015 Внимание кастинг! гр. "RUSSKOE POLE" приглашает: соло-гитариста, бас-гитариста, клавишника и барабанщика для работы в основном с...

подробнее...

СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЕ СТУДИИ: СЪЕМКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВИДЕО КЛИПА - 270 000 руб.

подробнее...

21.08. 15г. Изготовили стилизованную в жанре шансона песню "Под свитерком". Автор и исполнитель шансона певица Ольга Ильч. Сняли музыкальн...

подробнее...

22.06.15. Поздравляем певца Данко, собравшего в ютубе 2 миллиона голосов на песню "Берег Р...

подробнее...

18.03.2015 Закончена работа над последней песней из нового альбома этно-поп группы "Russkoe Pole"!

подробнее...

04.12.14 Работа над треком "Во городе" для этно-поп группы Русское поле завершена! послушать можно в разделе Аудио

подробнее...

16.07.13. 1-ый Всероссийский Межрегиональный творческий фестиваль славянского искусства "Русское поле" Мы - хедлайнеры фестиваля!

подробнее...

28.05.12. Выступление этно-ансамбля Русское поле 25 мая на мероприятии, посвященном спуску на воду нефтяной платформы ОГТ Беркут в г. Находка.

подробнее...

18.04.12. Изготовлена аранжировка и готовится к выпуску песня "Хмель" в исполнении поэта и композитора  Александра Росса. Предпол...

подробнее...

Сочинение мелодии или Сочинение на заказ. Продажа песни. Хит-конструктор


Сочинение мелодии

На пути создания группы и продвижения ее на рынок вас ожидает множество забот, далеко не всегда связанных с музыкой. Полезно предусмотреть основные шаги, необходимые для того, чтобы музыка попала на стол к "нужному человеку", не лишне и знать, как привлечь "профильных" слушателей. Однако есть одно обстоятельство, которое может помешать вашим планам: сами ваши песни.

К примеру, ваши тексты... Как сделать, чтобы ваши нетленные произведения хотелось прослушать еще и еще раз? Рецепт создания хита - не более хитрая штука, чем рецепт хорошего пирога.

Наши советы касаются в основном текстов. Относительно музыки и аранжировки однозначные рецепты дать невозможно. Потому, что существует огромное разнообразие стилей. Все они подчиняются разным законам. Чтобы описать их все, потребуется большое исследование.

1. Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с места им не сойти...

Если вы в своём творчестве ориентируетесь на западные стандарты и к тому же поёте по-английски, то для сочинения песен вам пригодятся советы, составленные экспертами по результатам анализа западных хитов последних десятилетий. Они одинаково хорошо подходят для сочинения песен в разных стилях - рок, поп, поп/рок, диско. Однако для российского музыкального рынка эти рекомендации можно использовать с большими ограничениями. Это связано с культурными традициями, с различным восприятием музыки, ритма и текста у нас и на Диком Западе. Используя эти советы, вы сможете смастерить хит, который будет иметь успех y англо-саксов - а значит, и на оккупированной ими мировой арене.

- Первая строка текста должна привлечь внимание слушателя, заинтересовать его тем, что последует дальше. 
- Текст должен быть написан разговорным языком. Не нужно "завёрнутых" фраз и оборотов, сложных грамматических конструкций. 
- Идеальные рифмы не обязательны. Вполне допускаются некоторые шероховатости текста. Главное - чтобы текст был понятен. Но и заезженных рифм (розы-слёзы-морозы, lazy-crazy) нужно избегать.
- Название песни должно быть связано с самой повторяемой фразой. В идеальном варианте - повторять эту фразу. Если название песни будет из других слов, не звучащих в тексте, то такую песню скорее всего ждёт неудача. Слушатель должен запомнить самую повторяемую фразу, а по ней - название песни.
- Текст и мелодия должны быть связаны по настроению, интонациям, акцентам.
- Слова и мелодия должны звучать естественно. Не нужно искусственно усложнять текст в угоду мелодии, и наоборот.
- Песня должна быть "вне времени". Это значит, что её не нужно привязывать к конкретному событию или к конкретным людям. Через несколько недель, месяцев эти люди или события перестанут интересовать публику и ваша песня забудется. Песня The Beatles "Come Together" была написана по просьбе Тимоти Лири, одного из идеологов американских хиппи, как гимн его предвыборной кампании 1969 года. Лири баллотировался на пост губернатора Калифорнии. Выборы он проиграл Рейгану, будущему президенту США. Эти события давно забылись, а песня звучит до сих пор.
- Песня должна быть построена вокруг одной простой идеи, темы или чувства. Чем большему числу людей этот материал будет близок, тем лучше.
- Песня должна быть "самодостаточной". Это значит, что после её прослушивания всё должно быть ясно. Если вам придётся объяснять: " - этой песней я хотел сказать, что...",- то песню нужно переписывать. - Песня должна подходить к радио-формату, длиться 3-3.5 минуты. В противном случае придётся сокращать инструментальный проигрыш, укорачивать вступление и коду, уменьшать количество повторяющихся фраз.
- Текст должен быть искренний и честный.
- Если вы пишете песню не для себя, задайте себе вопрос: захочет ли исполнитель, чтобы слушатели связывали лично его с теми чувствами, о которых поётся в песне? Захочет ли он, к примеру, выглядеть слабым, вызывать к себе жалость? 
- Текст песни и поэзия - не одно и то же. Избегайте абстракций. Публика должна моментально усвоить основную идею песни.
- Часто случается, что автор придумывает лишь одну "ударную" строку текста (припева), а остальной текст пускает "на самотёк", использует банальности и штампы. Избегайте этого. Важен весь текст.
- Построена ли ваша песня на одной идее? Развить её можно в припеве или в средней части, если вы строите песню по схеме ААВА. А - одинаковые части, В - "бридж", с другой мелодией (схема очень частая в английской фолк-, рок-, попмузыке и в джазе. Масса примеров - у The Beatles).
- Изменяются ли в тексте временнЫе рамки? Слушатель должен быть подготовлен к "путешествию" из прошлого в настоящее и в будущее. Слишком резкие перемены в тексте вызовут у него недоумение.
- Избегайте спорных тем и вопросов. Если вы их всё же поднимаете, старайтесь делать это тактично.
- Не вызовет ли песня излишне негативные чувства у слушателя? Никто никогда не хочет чувствовать себя идиотом или объектом насмешек.
- Отражает ли песня объективный взгляд на вещи? Если вы в этом сомневаетесь, исполните её нескольким людям. Пусть они не знают, кто автор песни. Тогда слушатели будут честны в своей оценке.
- Хорошо, если название песни звучит в первой строке припева. И к тому же повторяется несколько раз и поётся хором. Это удобно для запоминания.
- Показывает ли песня обычные вещи в необычном ракурсе? Рисует ли яркие, запоминающиеся образы?
- Хорошо, если мелодия песни (или хотя бы припева) достаточно простая и короткая. Слушатель должен её запомнить за один раз и суметь её напеть.
- Затроньте слушателя чем-то необычным. Заставьте его по-новому взглянуть на привычное. Пусть обычные вещи, чувства откроются ему с новой стороны.
2. Расея ты, Расея, родная сторона...

Вы никогда не задавали себе вопроса: почему западные хиты, исполненные с русскими текстами, не имеют большого успеха в России? Забавный кавер на "Элис" Smokie - лишь исключение, подтверждающее правило. Почему группы "второго эшелона", не имеющие известности на западе, часто популярны в России? Примеров масса - BoneyM, Smokie, Baccara, итальянская эстрада. Почему The Beatles были, есть и будут #1 в России, а их современники The Rolling Stones у нас гораздо менее популярны? Почему многие американские суперзвёзды (Принц, Рэй Чарльз, Джеймс Браун, Ленни Кравитц, Арета Франклин) неизвестны в России широкой публике?

Ответ на эти вопросы один. Разные культурные истоки современной российской и англо-американской музыки. В основе американской рок- и поп-музыки находятся блюз, англо-кельтская культура, ритмы африканцев, привезённых когда-то в Америку, негритянские религиозные песни-спиричуэлс. В меньшей степени в последнее время повлияли латиноамериканская музыка и рэггей. Отсюда особенности современной американской музыки: ритм подчиняет себе мелодию и текст, сложные синкопы ("рваный" ритм), блюзовые ноты в мелодии и блюзовый квадрат в гармонии, особенности вокала и т.д.

В основе современной музыки России - русские, украинские и казачьи песни, романс XIX века, отчасти традиции многоголосного церковного пения, частично цыганская и еврейская музыка. Это всё заложено в нашем подсознании и в генах. 1200 лет славянской культуры дают о себе знать, несмотря на американскую культурную экспансию. Поэтому, слушая западных исполнителей, наше ухо выделяет то, что ему понятно: чёткий ритм диско-групп, мелодичность и многоголосие Битлз, сладкозвучные гармонии итальянской эстрады.
Если вы хотите писать песни для русскоязычной аудитории, учтите, что:
- Текст-самое главное. Важен развёрнутый сюжет, повествование. Глупый текст вызовет насмешки. Песни без сюжета (песни-настроения, как их называл В.Высоцкий) гораздо менее популярны.
- Иногда в тексте возможны изменения ударения в словах, перенесение естественного ударения с акцентного слога на безакцентный.
- Большинство западных хитов написаны в мажоре, большинство наших - в миноре. В русской народной музыке часто встречается "переменный" лад (чередование одноимённого минора и мажора: ля-минор---ля-мажор, но есть и более сложные формы "переменного" лада)
- Очень важна распевность мелодии
- В мелодии и аккомпанементе не должно быть сложных ритмических рисунков. Синкопы не свойственны русской музыке.
- Многоголосное пение приветствуется. Для древних славянских песнопений до XVIIв характерно пение в унисон - греческая и византийская церковная традиция. Для русской и украинской песни характерно движение голосов в терцию (или трезвучиями, построенными по терциям) - особенно в кульминации мелодии. На опорных звуках-унисон или октава.
- В гармонии широко применялись созвучия II, IV, VI ступеней. Созвучия V ступени широко применяются лишь с XIX века. Часто используется гармонический минор, он появился под влиянием украинского, белорусского и еврейского фольклора. Для старинных русских песен типичен строгий и суровый натуральный минор.
- Напор, "драйв" не характерен для русской музыки.
- В аккомпанементе лучше использовать простые аккорды без альтераций и добавленных тонов.
Что касается всей песни в целом, то её популярность на 70-80 процентов зависит от самой песни, на 20-10 - от исполнения и аранжировки, и лишь на 10, а то и меньше - от способа записи. Послушайте целиком какой-нибудь западный хит-парад, и вы заметите, что там соседствуют песни, записанные совершенно по-разному. Сейчас в России делаются попытки привнести в песни новое звучание. Но это происходит лишь на уровне использования новых тембров и компьютерных технологий. Основные законы создания песен остаются те же.

Вы когда-нибудь слышали, как иностранцы поют русские песни? Смешно получается. В их глазах - вернее, ушах, - так же наши группы исполняют блюз. Особенно на английском языке. Копия никогда не будет лучше оригинала. Блюз никогда не будут петь у нас на свадьбах. "Каждому-своё."
(P.S. Говорят, в Японии популярны русские песни. Интересно, почему? Ответьте, если кто знает.).

Начинающие группы обращают мало внимания на одну важную вещь - на аранжировку. Если у вас интересный музыкальный материал, то хорошая аранжировка подчеркнёт его достоинства. Если же ваши мелодии не слишком выразительные, то вы сможете разнообразить их при помощи аранжировки.

Современные технологии дают возможность использовать любые тембры, звуки и шумы. Огромное количество звуков можно скачать из Интернета. Какие звуки можно добавлять в аранжировки? Практически любые,- главное, чтобы это делалось со вкусом и смыслом. В альбоме звучит настоящая живаягроза В песне The Beatles "Good Morning" слышны звуки, издаваемые разными животными. Эти звуки подобраны со смыслом. Знаете ли вы, как? Ответ - в конце этой статьи.

Во всех стилях - свои приёмы аранжировки и свои заигранные штампы. Рассказать обо всём подробно невозможно. Что нужно сделать до того, как создавать аранжировку:

- Написать текст песни и мелодию.
- Подобрать подходящую тональность. Она выбирается, в первую очередь, для удобства вокалиста, во вторую -для удобства основного солирующего инструмента. Для гитары, например, не так много удобных тональностей.
- Сделать гармонизацию мелодии. Другими словами, подобрать аккордовую последовательность. Использование одних и тех же последовательностей аккордов - беда многих начинающих авторов. Есть способы изменить и разнообразить гармонию. Эти способы - методы аккордовых замен, вспомогательные аккорды и т.д. - давно известны и описаны в учебниках (начинать изучение аранжировок лучше с джазовых книг, поскольку джаз, по сути,- колыбель импровизации и самоценных аранжировок. Вам помогут такие книги, как Д.Хэрли "Джаз-рок. Аранжировка для клавишных", В.Манилов, В.Молотков "Техника джазового аккомпанемента на шестиструнной гитаре", А.Г.Рогачёв "Системный курс гармонии джаза" и др.) - Выбрать подходящий размер. В рок- и поп-песнях обычно двудольные размеры (4/4, 2/4), реже - трёхдольные (6/8, 12/8). Очень редко - более сложные размеры. Композиция "Money" Pink Floyd из альбома "Dark Side Of The Moon" - та, где во вступлении звучит кассовый аппарат - в своей первой части написана в размере 7/4.

- Определиться со структурой песни. Структура, скорее всего, будет зависеть от длины и характера текста.

Допустим, ваша песня выглядит так:

1 куплет-припев-2 куплет-припев-3 куплет-припев-4 куплет-припев-припев.

Что можно сделать? Добавить вступление и коду. Вступление может быть 2-4 такта из припева и 2 такта ударных перед первым куплетом. Можно соединить 1 и 2 куплет воедино, убрав припев между ними. Перед 4-м куплетом можно сделать модуляцию на один тон вверх. Перед модуляцией неплохо прозвучит соло ударных, 2-4 такта вполне достаточно. Первую половину в предпоследнем припеве можно спеть хором "a capella", то есть без аккомпанемента.

Важен также темп песни. Для диско характерен темп 112...137 ударов в минуту, хаус и гранж-130...145, джангл-165...175, хард-кор-170...175. Во многих стилях нет такого жёсткого ограничения - техно, к примеру, может быть от 80 до 500 ударов в минуту.

Вы, как аранжировщик-сами себе судья. Ваше право решать, как добавить блеска в вашу песню. Если вы рассчитываете на коммерческий успех, самый простой способ - духовые и/или струнные в аранжировке. Первооткрыватели этого вида аранжировок в рок-музыке - The Beatles. В песне "Eleanor Rigby" звучат только струнные (4 скрипки, 2 альта, 2 виолончели) и вокал. Автор аранжировки - Джордж Мартин. В "Yesterday" - струнные и гитара. The Beatles так же первыми из рок-музыкантов привлекли для записи симфонический оркестр (песня "A Day In The Life"), меллотрон ("Flying"), синтезаторы (альбом "Abbey Road").

Простейший способ добавить духовые - соло саксофона в середине песни. Вашим друзьям и родственникам это понравится. Но есть одно "но". Если в других случаях вы сможете использовать синтезатор или компьютер, то здесь понадобится живой саксофонист. Можете заранее записать соло нотами. Все духовики, струнники и клавишники хорошо читают ноты (гитаристов это не касается). Если вы найдёте джазового саксофониста, он сыграет вам лучше, чем вы сами хотели бы.

Хороший способ добавить мощь и динамику в песню - записать полноценную духовую секцию. Её состав может быть различный:

- Два инструмента (например, труба и тромбон; два саксофона)
- Три инструмента (кларнет, труба, тромбон - типичный состав диксиленда, хорош для стилизаций под ретро; две трубы и тромбон; труба, саксофон, тромбон; три саксофона -"chorus" саксофонов)
- Четыре (две трубы и два тромбона; труба, тромбон, кларнет, саксофон)

Возможны и другие варианты. В песне The Beatles "Honey Pie" звучат 5 саксофонов и 2 кларнета, в "Savoy Truffle" -6 саксофонов. Партии всех инструментов нужно продумать и записать нотами, даже если вы делаете аранжировку в компьютере. Духовым можно поручить проведение мелодии аккордами или в полифоническом изложении (очень мощно звучит мелодия в октаву), выдержанные педальные ноты, короткие острые аккорды (особенно с альтерациями), голоса и подголоски.

Если вы будете записывать живых музыкантов, учтите, что духовые звучат не так, как записано в нотах. При использовании синтезаторов эти проблемы не возникают. Чем меньше духовые будут использованы в аккомпанементе, тем мощнее они прозвучат в кульминации. Соблюдайте баланс духовых с другими инструментами, особенно со струнными. Хорошие примеры использования духовой секции - песни В.Высоцкого с ансамблем "Мелодия" (аранжировки Г.Гараняна), последние альбомы The Beatles, записи групп "Blood, Sweet & Tears", "Chicago", "Earth, Wind & Fire".

Ещё один способ украсить аранжировку - добавить струнную группу. Здесь снова можно использовать синтезаторы и компьютер. Струнным можно поручить те же функции, что и духовым: проведение мелодии, педальные ноты. Очень эффектно звучат у струнных быстрые пассажи и арпеджио. В стиле "диско" скрипкам можно отдать короткие фразы с острым ритмом. Этот приём уже стал характерным. В кульминации скрипки могут играть выдержанную педальную ноту в самом верхнем регистре. При использовании струнных также важен их баланс с другими инструментами. Примеры использования струнной группы - альбомы The Beatles, записи Electric Light Orchestra.

Если вы - гитарная группа, вы можете легко разнообразить гитарную аранжировку.
Например, две гитары играют аккомпанемент аккордами. Поручите им аккорды в разных позициях. Одну гитару можно использовать с каподастром или с другим строем. Кит Ричардс (Rolling Stones) играет в строе ре-соль-ре-соль-си-ре (от шестой струны к первой). Многие разновидности открытого строя используются в блюзе и в народной музыке (англо-кельтской, например). У Rolling Stones часто звучат три гитары одновременно, и они не мешают друг другу. Одна гитара играет короткие одгоголосные фразы и помещена в центре стереопанорамы. Две другие разведены по каналам и играют ритмический рисунок аккордами. Одна из гитар (Ричардс) настроена нетрадиционно. Ритмический рисунок всех партий разный. Поэтому они не забивают друг друга, аранжировка плотная и насыщенная. В своих гитарных аранжировках вы можете использовать игру слайдом (особенно в блюзе), 12-струнную гитару. Много информации на эту тему можно найти на сайте http://www.guitar.ru.
Очень важно учитывать баланс гитар и клавишных. Их функции в аранжировке сходные и играют они в одном регистре. Если аранжировка очень насыщенная, то иногда лучше пожертвовать менее значимой партией.

Если вы не играете на акустических инструментах, то их звучание можно имитировать разными способами. Это разнообразит вашу аранжировку. Яркое, мощное звучание электроники (в кульминации) чередуйте с приглушённым (в аккомпанементе). Используйте старые аналоговые синтезаторы. Аналоговый звук снова в моде на Западе. Аналоговый синтезатор позволит вам получить необычные тембры и шумы. Вам что-нибудь говорят названия : дилруба, тампура, свара-мандала? Я тоже не знаю, что это. Но это всё звучит в песне The Beatles "Within You Without You".
Никто не заставляет вас записывать симфонический оркестр. Но если вы на своей демо-записи сделаете грамотную аранжировку, то это вызовет к вам большее уважение.

Существует ошибочное мнение, что все недостатки записи можно исправить при сведении. Неправда. Чем серьёзнее вы отнесётесь к созданию аранжировки и к записи, тем меньше ошибок вам придётся исправлять при сведении. И тем меньше неласковых слов вы услышите от звукорежиссёра. Работа аранжировщика заключается в том, чтобы из огромного числа хороших вариантов выбрать один наилучший.

Напоследок посоветую хорошие учебники по аранжировке:
В.Молотков. Аранжировка для гитары.
Г.Гаранян. Аранжировка для эстрадных инструментальных и вокально-инструментальных ансамблей.
Г.П.Дмитриев. Ударные инструменты. Трактовка и современное состояние.
Н.Римский-Корсаков. Принципы оркестровки. (эта книга до сих пор переиздаётся в США как учебник для музыкальных колледжей. Даже американцы не считают зазорным учиться у наших классиков). И другие.
P.S. Обещанный ответ: в песне "Good Morning" Леннон предложил записать звуки животных так, чтобы каждое последующее могло съесть или напугать предыдущее. То есть звери как бы гонятся друг за другом.
У каждого автора песен бывают моменты, когда вдохновение покидает его. Ничего страшного. Сочинение на заказ песен – такое же ремесло, как и многие другие профессии.
Написание песен – вовсе не какое-то тайное знание. Вы можете – и должны – совершенствовать и улучшать это умение, как и любое другое: вокал, игру на музыкальном инструменте, аранжировки.

Конечно, вдохновение необходимо. Оно должно дать вам начальный толчок к творчеству. Но если свежие идеи не торопятся посетить вашу голову, можно “технические” способы стимуляции воображения. Они помогут вам сдвинуться с места, когда вдохновение пропало.

Об этих способах и пойдёт речь.

Допустим, у вас уже есть часть текста, мелодии и примерная гармония. Попробуйте проиграть все аккорды или какой-то фрагмент в обратной последовательности. Можно в этой гармонии попытаться увеличивать длительность каждого аккорда в отдельности. Или уменьшать. Заменять каждый аккорд по очереди каким-то совсем случайным.

Если вы обычно сочиняете за клавишным инструментом-попробуйте проиграть всё на гитаре. Сыграйте гармонию и мелодию в разных тональностях, в “открытых” и “закрытых” позициях, с каподастром, в разных частях грифа, в другом строе. Так вы получите мысли о развитии мелодии и гармонии.

И наоборот, если вы сочиняете на гитаре -сядьте за клавиши. Некоторые западные авторы специально стараются сочинять куплет за фортепиано, а припев – на гитаре. Это также поможет вам, когда вы задумаетесь об аранжировках.

Попытайтесь сыграть мелодию в другом размере. Если ваша песня в размере 4/4, сыграйте её на 3/4, и так далее.

Самодисциплина

Возьмите чистый лист бумаги. Закрепите его на видном месте, положите рядом ручку. Как только появляются какие-то идеи – сразу записывайте.

Носите с собой блокнот. Мадонна, например, использует диктофон. Все мелодии и стихи, которые приходят ей в голову, она сразу наговаривает на плёнку. А Рюити Сакамото говорит, что самое главное – не забывать класть в карман ручку, потому что записать пришедшие в голову ноты и тексты можно в этом случае на чем угодно.

Интересная фраза или мелодия может прийти в голову в самом неожиданном месте и в любое время. Однако если вы запишете ее где-то на клочке бумаги, он может потеряться. Джон Леннон всегда, когда дома что-нибудь наигрывал на гитаре, включал магнитофон на запись. После его смерти Йоко Оно нашла несколько сотен кассет таких черновых записей, рассованных по всей квартире-в ванной, в шкафах, в туалете. Эдди ВанХален говорил, что идея игры на гитаре тэппингом пришла ему в голову, когда он принимал душ. Многие песни рождаются на репетициях совершенно неожиданно, из случайной фразы или нескольких аккордов.

Слушайте песни, которые стали классикой. Подумайте: почему их слушают до сих пор?

Проанализируйте структуру песни, все находки авторов и аранжировщиков. Эти идеи могут сработать ещё много раз – и работают! Это не плагиат, это-учёба. Режиссёры фильмов так же берут чужие находки и эксплуатируют их десятилетиями. Потом говорят: “Классический приём!”

Напишите другой текст к вашей любимой песне. Или мелодию к другому тексту. Или песню к фильму. Как насчёт того, чтобы написать новую песню к “Титанику?”

Если ваши песни отличаются разнообразием аккордов, напишите песню на 3-4 аккорда. И наоборот,- вместо 3 аккордов используйте 6-8.

Если вы хотите написать песню о чём-то, но не знаете, с чего начать-используйте ассоциации. Просто сядьте с листом бумаги и пишите всё, что придёт вам в голову. Потом из этого “потока сознания” уберёте всё лишнее.

Многие авторы не хотят напрягаться, чтобы сделать текст песни рифмованным. И напрасно. Да, есть хорошие песни, где текст “белый”. Но хорошо организованный рифмованный текст запоминается гораздо легче. Однако если вы чувствуете, что с текстом проблема – просто отложите его на несколько дней. Потом вернётесь.

Попробуйте использовать другой стихотворный размер. Если вы сочиняете на английском языке, используйте словари и поисковые системы рифм. Их можно найти по адресам:

http://www.rhymezone.com/ ,

http://rhyme.lycos.com/,

http://www.togethersoftware.com/search.asp,

http://www.thesaurus.com/,

http://www.m-w.com/cgi-bin/thesaurus,

http://www.wordmyth.net/,

http://www.yourdictionary.com/diction1.html.

Не все они одинаково хороши. Некоторые словари составлены на основе старых бумажных словарей и не включают в себя многие современные слова. Но всё равно они будут вам полезны – хотя бы для того, чтобы перестать писать по старым шаблонам.

Спой, Вася!

Чтобы разнообразить вокал, развивайте его линию. Если у вас в мелодии есть долгая выдержанная нота, подумайте: что можно спеть или сыграть в этом месте? Может быть вторым голосом какую-то короткую фразу? Речитатив? Гитарный рифф? Несколько аккордов? Сбивку барабанов? Это та область, где творчество автора песни и аранжировщика – почти одно и то же.

Используйте современные технологии. Многие – даже самые дешёвые синтезаторы – имеют функцию “автоаккомпанемент”.

Проиграйте вашу песню в разных стилях. Это даст вам новые идеи.

Каждый автор знает, что коммерчески успешная песня должна иметь какую-то “фишку”. (Психологи сказали бы – “якорь”). В идеальном случае – несколько. Это может быть что угодно: “мяукающая” манера пения, нестандартная фраза, цитата (“либэ-либэ, аморэ-аморэ”, “гибралтар-лабрадор”’), инструментальный рифф, тембр инструментов, неожиданная гармония и т.д. Эта “фишка” должна захватывать и удерживать интерес слушателя. Стремление выделить и подчеркнуть ее может стать исходной точкой при создании аранжировки. Например, в песне Курта Вайля “Мэкки-Нож” (классика джаза) – очень длинный текст. В традиционной аранжировке каждый куплет звучит на полтона выше. Но так как мелодия не велика по диапазону, то это не вызывает трудностей у исполнителей.

Делайте куплет и припев различными по организации. Если у вас в куплете длинные слова, то в припеве используйте более короткие. И наоборот. Если куплет в миноре – попробуйте сделать припев в мажоре. Части песен могут существенно отличаться друг от друга.

Друзья, прекрасен наш союз...

Подумайте о работе с соавтором. В истории много примеров плодотворного сотрудничества: братья Джордж и Айра Гершвины (авторы множества теперь уже классических джазовых песен), Пол Саймон и Арт Гарфанкел (известнейший в 60-е годы американский фолк-рок дуэт), Лайбер и Столлер (сочинившие множество хитов для Фрэнка Синатры), Андерсон и Ульвеус (ABBA), ну и Леннон-Маккартни, конечно же. Другой человек может увидеть ваши идеи в неожиданном свете, придумать что-то, что никогда не пришло бы вам в голову. Кому-то легче даётся сочинение мелодии, а кому-то-текста.

Есть ещё такой психологический момент. Если человек сочиняет для себя, он подсознательно сочиняет только то, что может исполнить сам. Если он сочиняет для кого-то, он меньше скован рамками.

Сочиняйте, чем больше-тем лучше. Даже Леннон и Маккартни до того, как прославиться, написали несколько десятков песен.
В конце концов, можно использовать метод “мозгового штурма”. Вы знаете, как выбирают Римского Папу? Собираются все кардиналы. Охрана закрывает их в одну комнату и не выпускает никуда – даже в туалет! – пока новый Папа не будет избран из их числа. Перспективный метод сочинения песни на заказ в группе, не так ли? 

Вадим Михайлов Сочинение мелодии или Сочинение на заказ.


НАЗАД